Полутонаодин ты никто
Сетевая Словесность

Сетевой проект
Выставка визуальной поэзии
ПЛАТФОРМА



Смоленск

4 июня 2004 г.
5 августа 2004 г.
22 марта 2005 г.
14-15 мая 2005 г.


Города

Варшава
Днепропетровск
Калининград
Киев
Кливленд
Москва
Пенза
Санкт-Петербург
Саратов
Смоленск
Чикаго


Теория

Авторы
Анна Альчук
Мария Баранова
Михаил Бару
Сергей Бирюков
Максим Бородин
Дмитрий Булатов
Юрий Гик
Ольга Дмитриева
Дмитрий Зимин
Борис Констриктор
Сергей Коркин
Эдуард Кулёмин
Рафаэль Левчин
Игорь Лощилов
Ирина Максимова
Павел Настин
Леонид Осенний
Александр Очеретянский
Евгений Паламарчук
Этер де Паньи
Юрий Проскуряков
Анна и Михаил Разуваевы
Андрей Сен-Сеньков
Андрей Тозик
Владимир Ходукин
Лев Шпринц
Лидия Юсупова



Обсуждение





    

"Свет в ночи":
арт-революция в Смоленске

Исторический музей
ночь 14-15 мая 2005 г.

В ночь с 14 на 15 мая в Смоленске произошло событие, выбивающееся из узких рамок традиционного искусства, - в Историческом музее произошла своеобразная арт-революция "Свет в ночи". "Свет" - высокотехнологичная инсталляция в рамках Европейской акции "Музейная ночь-2005". Акция проводится ежегодно и объединяет ряд музеев разных стран, которые одновременно в час икс, проводят мероприятия, подчиненные единой тематике. Разумеется, культурной. Основная цель шоу - привлечь внимание публики к музеям, их коллекциям и ультрановым возможностям. В данном случае в качестве площадок для демонстрации современного арт-искусства. Примечательно, что в этом году к акции подключились около 700 европейских искусствоведческих хранилищ и только три российских. В том числе и Смоленский государственный музей-заповедник.

ДАЕШЬ ПОЭЗИЮ И ВИДЕОАРТ!

Программа акции была смелой, провинциально разухабистой и... периферийно малобюджетной. Однако привлечь внимание публики удалось: посмотреть шедевры мирового видеоарта, предоставленные крупнейшим собранием медиаискусства в России - столичным Центром "МедиаАртЛаб" (в показ были включены видеофрагменты из знаменитых западных коллекций - Центра Жоржа Помпиду (Франция), Центра искусства и медиатехнологий (Германия) и т.п.), послушать живую музыку а-ля "Кафе-Блюз", насладиться созерцанием арт-проектов смоленских авторов Елены Чекризовой и Анастасии Шведовой, Эдуарда Кулемина, Елены Арайс и Ольги Сидоровой, Ольги Лисиновой, Тимофея Ведешкина и Алексея Янкова, пройтись в ночи с экскурсоводом по музейным залам в субботу в Исторический музей пришли сотни смолян. И хоть мнения зрителей о "Музейной ночи" разнились от абсолютных минусов до абсолютных плюсов по шкале личных и культурологических пристрастий, ночка удалась.

"НЕРУКОТВОРНЫЕ КОМКИ"

По мнению Эдуарда Кулемина, автора арт-проекта "Коммутация" (и части ее - акции "Скомканные строки"), при элементарном физическом смятии листка за счет наложения визуальных, вербальных и звуковых ассоциаций происходит умножение смыслов с одновременной их концентрацией. Своего рода коммутация - в данном случае изменение, влекущее за собой трансформацию текстуального ряда в визуальный, смещение смысловых пластов плюс изменение сознания под воздействием увиденного и прочитанного. В ходе проведения акции участникам было предложено пожертвовать автору проекта несколько строк собственного сочинения на тему "сКОМкивания" во имя обретения виршами сверхтекстуального смысла. Разумеется, придание виршам "нерукотворной" пластической формы с помощью специальных графических программ. Творения были сжаты до получения исКОМого "нерукотворного комка", которому присваивалось имя автора. В серию "упорядоченного хаоса" также были включены работы, выполненные на основе нетекстуального материала, но по своей конфигурации соответствующие концепции проекта. Что и посчастливилось увидеть всем присутствовавшим.

ДИАЛОГ С МАШИНОЙ

И не только увидеть, но и услышать вполне грамотно срифмованный бред "виртуального поэта" - "Кибер-Пушкина". Впрочем, наслаждаться мультимедийной инсталляцией Сергея Тетерина (Пермь) было весьма затруднительно - то, что несла эта "говорящая голова" с "искусственным интеллектом", за гранью здравого смысла. Но если учесть тенденцию к совершенствованию аналогичных стихо-программ, возможно, в скором будущем необходимость в авторском писании стихов отпадет. Или же поэтам придется превзойти себя и пойти на революционные творческие инновации, чтобы подтвердить духовное превосходство человека над машиной. Проект, демонстрирующий новые перспективы взаимодействия искусственного интеллекта и традиционного искусства, между прочим, очень серьезный: два года назад "Кибер-Пушкин" был представлен в Museumguartier (Австрия), три года назад - в Третьяковской галерее и московском Музее кино.

"РЕАЛЬНОЕ БЕСПРЕДМЕТНОЕ"

Работы фотохудожницы Ольги Лисиновой потрясают утонченностью и изысканностью. Эта хаотическая пляска разбросанных на матовом пространстве фотографии абстрактных конструкций предметов рождает самые неожиданные смысловые ассоциации. Рассматривая снимки Ольги (также кажущиеся нерукотворными), впадаешь в транс на грани запредельных аллюзий. В любом случае, описывать ощущения, возникающие в момент погружения в странный мир реальных абстракций Ольги, бессмысленно. Это нужно ви-деть!


Анастасия ПЕТРАКОВА
"Рабочий путь", 19.05.2005