Сетевой проект
|
Варшава Днепропетровск Калининград Киев Кливленд Москва Пенза Санкт-Петербург Саратов Смоленск Чикаго |
В ночь с 14 на 15 мая в Смоленске произошло событие, выбивающееся из узких рамок традиционного искусства, - в Историческом музее произошла своеобразная арт-революция "Свет в ночи". "Свет" - высокотехнологичная инсталляция в рамках Европейской акции "Музейная ночь-2005". Акция проводится ежегодно и объединяет ряд музеев разных стран, которые одновременно в час икс, проводят мероприятия, подчиненные единой тематике. Разумеется, культурной. Основная цель шоу - привлечь внимание публики к музеям, их коллекциям и ультрановым возможностям. В данном случае в качестве площадок для демонстрации современного арт-искусства. Примечательно, что в этом году к акции подключились около 700 европейских искусствоведческих хранилищ и только три российских. В том числе и Смоленский государственный музей-заповедник.
Программа акции была смелой, провинциально разухабистой и... периферийно малобюджетной. Однако привлечь внимание публики удалось: посмотреть шедевры мирового видеоарта, предоставленные крупнейшим собранием медиаискусства в России - столичным Центром "МедиаАртЛаб" (в показ были включены видеофрагменты из знаменитых западных коллекций - Центра Жоржа Помпиду (Франция), Центра искусства и медиатехнологий (Германия) и т.п.), послушать живую музыку а-ля "Кафе-Блюз", насладиться созерцанием арт-проектов смоленских авторов Елены Чекризовой и Анастасии Шведовой, Эдуарда Кулемина, Елены Арайс и Ольги Сидоровой, Ольги Лисиновой, Тимофея Ведешкина и Алексея Янкова, пройтись в ночи с экскурсоводом по музейным залам в субботу в Исторический музей пришли сотни смолян. И хоть мнения зрителей о "Музейной ночи" разнились от абсолютных минусов до абсолютных плюсов по шкале личных и культурологических пристрастий, ночка удалась.
По мнению Эдуарда Кулемина, автора арт-проекта "Коммутация" (и части ее - акции "Скомканные строки"), при элементарном физическом смятии листка за счет наложения визуальных, вербальных и звуковых ассоциаций происходит умножение смыслов с одновременной их концентрацией. Своего рода коммутация - в данном случае изменение, влекущее за собой трансформацию текстуального ряда в визуальный, смещение смысловых пластов плюс изменение сознания под воздействием увиденного и прочитанного. В ходе проведения акции участникам было предложено пожертвовать автору проекта несколько строк собственного сочинения на тему "сКОМкивания" во имя обретения виршами сверхтекстуального смысла. Разумеется, придание виршам "нерукотворной" пластической формы с помощью специальных графических программ. Творения были сжаты до получения исКОМого "нерукотворного комка", которому присваивалось имя автора. В серию "упорядоченного хаоса" также были включены работы, выполненные на основе нетекстуального материала, но по своей конфигурации соответствующие концепции проекта. Что и посчастливилось увидеть всем присутствовавшим.
И не только увидеть, но и услышать вполне грамотно срифмованный бред "виртуального поэта" - "Кибер-Пушкина". Впрочем, наслаждаться мультимедийной инсталляцией Сергея Тетерина (Пермь) было весьма затруднительно - то, что несла эта "говорящая голова" с "искусственным интеллектом", за гранью здравого смысла. Но если учесть тенденцию к совершенствованию аналогичных стихо-программ, возможно, в скором будущем необходимость в авторском писании стихов отпадет. Или же поэтам придется превзойти себя и пойти на революционные творческие инновации, чтобы подтвердить духовное превосходство человека над машиной. Проект, демонстрирующий новые перспективы взаимодействия искусственного интеллекта и традиционного искусства, между прочим, очень серьезный: два года назад "Кибер-Пушкин" был представлен в Museumguartier (Австрия), три года назад - в Третьяковской галерее и московском Музее кино.
Работы фотохудожницы Ольги Лисиновой потрясают утонченностью и изысканностью. Эта хаотическая пляска разбросанных на матовом пространстве фотографии абстрактных конструкций предметов рождает самые неожиданные смысловые ассоциации. Рассматривая снимки Ольги (также кажущиеся нерукотворными), впадаешь в транс на грани запредельных аллюзий. В любом случае, описывать ощущения, возникающие в момент погружения в странный мир реальных абстракций Ольги, бессмысленно. Это нужно ви-деть!
Анастасия ПЕТРАКОВА
"Рабочий путь", 19.05.2005