Полутонаодин ты никто
Сетевая Словесность

Сетевой проект
Выставка визуальной поэзии
ПЛАТФОРМА



Авторы

Анна Альчук
Мария Баранова
Михаил Бару
Сергей Бирюков
Максим Бородин
Дмитрий Булатов
Юрий Гик
Ольга Дмитриева
Дмитрий Зимин
Борис Констриктор
Сергей Коркин
Эдуард Кулёмин
Рафаэль Левчин
Игорь Лощилов
Ирина Максимова
Павел Настин
Леонид Осенний
Александр Очеретянский
Евгений Паламарчук
Этер де Паньи
Юрий Проскуряков
Анна и Михаил Разуваевы
Андрей Сен-Сеньков
Андрей Тозик
Владимир Ходукин
Лев Шпринц
Лидия Юсупова


Теория

Города

Варшава
Днепропетровск
Калининград
Киев
Кливленд
Москва
Пенза
Санкт-Петербург
Саратов
Смоленск
Чикаго



Обсуждение





    

Юрий Гик

English version

Мое знакомство с мэйл артом состоялось в 1994 году. В то время в Калининграде проводилась одна из первых российских выставок этого направления современного искусства. Ее готовила вся активная часть молодежи этого города, и мне выпала техническая составляющая проекта: набор и верстка разнообразных текстов на компьютере. В награду организаторы поместили мой почтовый адрес в каталог, и уже в конце 1994 года я стал получать первую мэйл арт корреспонденцию.

Мэйл арт документация к проектам содержит, как правило, все адреса участников, но лишь избранные художественные работы. Мне было очень приятно увидеть напечатанной свою работу в документации к проекту шведской художницы Карин Фельциг - одном из первых проектов, в котором я участвовал. Эта публикация придала мне веру в собственные силы.

Следующий год прошел под знаком мэйл арта. Я буквально ходил по улицам и показывал как свои работы, так и то, что мне присылали, всем знакомым. В конце 1995 года в историко-художественном музее проводился следующий мэйл арт проект, посвященный Хлебникову. Здесь я уже полноценно принимал участие: как своей самодельной книгой (компьютерная графика), так и выступлением в перформансе на открытии.

В начале 1996 года я с семьей переехал в Москву. Столица поразила нас своей обширной культурной жизнью. Через несколько месяцев интенсивных хождений по выставкам я понял, что в Москве есть все, кроме мэйл арта. И мало кто знает об этом искусстве.

С этими соображениями я и пришел к директору муниципальной галереи "Беляево", находившейся недалеко от дома. Так родилась идея сделать "Московское мэйл арт шоу", проведенное нами в 1997 году, в дни празднования 850-летия столицы. Выставка шла более 1, 5 месяцев. Мы получили работы от 130 художников, живущих более, чем в 30 странах. Это была первая большая выставка мэйл арта в Москве. До меня небольшой проект проводил в ЦДХ немецкий художник Питер Нэтмейл в 1990 году.

Через год меня позвали участвовать в Арт Манеже (Большой Манеж), одном из престижнейших ежегодных выставочных проектов Москвы. Я показал лучшие работы из своего архива.

В это же время я отдал свою коллекцию альтернативных марок в фирму "Кирилл и Мефодий" для компакт-диска "Энциклопедия коллекционера". Этот компакт-диск распространяется по всей России. Помимо марок, там были опубликованы две моих статьи: о мэйл арте и альтернативной филателии. Подобные марки на компакт-диске публиковались впервые в России. Компакт-диск вышел в 1999 году.

В 2000 году я получил приглашение написать статью о мэйл арте для журнала "НЛО". Эта статья с иллюстрациями была опубликована в 39 номере журнала. Это была первая исследовательская статья по теме. Ссылка на эту статью содержится, в частности, на сайте минсвязи.

В 2001 году я провел небольшой проект "Дирижирование": с очень сложными правилами и ограниченным количеством участников. Это было своеобразное исследование границ возможностей мэйл арт сети.

С 1999 года я веду "бесконечный" проект "Недавние письма". Суть его в том, что каждый месяц я делаю рисунок, в котором в качестве визуальных элементов используются имена и адреса написавших мне за месяц корреспондентов. Такие рисунки я рассылаю "участникам" этого проекта и, тем самым, поддерживаю мэйл арт контакт. Сейчас для формирования "недавних писем" я использую сканер и делаю картинки в формате марочных листов.

В 2001 году я придумал "Дадагомею" - виртуальную страну, полномочным представителем в России которой я объявил себя. От имени "Дадагомеи" я делаю марки. Эти марки были показаны, например, на выставке "Родина/Отечество" (Новый Манеж, июль 2002 года). В октябре 2001 года произошла моя первая встреча с Питером Нэтмейлом, летевшим транзитом из Сеула в Берлин. В этом же месяце я сделал доклад в институте русского языка РАН о визуальной поэзии и мэйл арте.

В 2002 году я занялся вплотную выставочной деятельностью. Началось все с того, что я получил поддержку своим инициативам в музее писем А. П. Чехова (город Чехов Московской области). В июле-августе я провел выставку на базе собственного архива "Искусство в почтовом ящике", освещать открытие которой приехало два российских телеканала: "Культура" и "Московия".

В октябре 2002 года я курировал в Чехове выставку Питера Нэтмейла (Германия) "Мэйл арт изменил мою жизнь". Закрывал выставку сам Питер Нэтмейл, приезжавший специально для этого буквально на два дня из Германии.

Сейчас я готовлю серию проектов американского художника Джона Хелда младшего: выставки в музее Маяковского и музее писем А. П. Чехова, посвященные пост-футуризму; лекции о мэйл арте в Российском государственном гуманитарном университете, государственном центре современного искусства и Академии наук. Джон Хелд приедет в середине апреля 2003 года. Я являюсь куратором всех проектов, связанных с его визитом.

Конечно, есть огромное количество планов: от собственных периодических электронных изданий до новых выставок и фестивалей. Осуществление этих планов зависит от множества факторов, в том числе и от материального.

22 марта 2003 года



Дополнение от 16 ноября 2003 года.

Визит Джона Хелда младшего состоялся, как и было задумано, во второй половине апреля - начале мая. Вся программа визита была полностью осуществлена. О выставке в музее им. Маяковского (кураторы я и Джон) были статьи в "Вашем досуге" и "Новой газете", а также информация в новостях по НТВ и ТВЦ. Лекция в ГЦСИ была занесена на сайте министерства культуры в хронику основных культурных событий года.

В мае я участвовал в международной конференции-фестивале "Поэтика поиска или Поиск поэтики", организованной институтом русского языка РАН, с докладом "Наследие Дада в современной визуальной поэзии".

16 ноября 2003 года



Библиография

Тексты:

1. Статьи "Альтернативная филателия", "Мэйл арт": компакт-диски "Энциклопедия коллекционера Кирилла и Мефодия" (1999)

2. Статья "Золушка современного искусства": журнал "Новое литературное обозрение", №39, 1999, стр. 293-315



Опубликованные визуальные работы

Каталоги к выставкам

1. Future beauty (Швеция, 1995)
2. Mail art prehistory (Италия, 1996)
3. Censure (Италия, 1997)
4. Totem (США, 1997)
5. Pisa'97 (Италия, 1997)
6. Libri d'Artista e poesia visiva (Италия, 1998)
7. One Hundred plaques in Europe at easter 1998 spring fullmoon (Германия, 1998)
8. Communication free (Италия, 1998)
9. Growing old (Германия, 1998)
10. Ruska neoavangarda (Югославия, 1998)
11. Global peace (Германия, 1999)
12. With you 3 (Япония, 1999)
13. It's raining cats and dogs (Италия, 1999)
14. Happy birthday castel S. Pietro terme! (Италия, 1999)
15. 2000: world-wide year of the mathematics (Италия, 2000)
16. Peace Island (Южная Корея, 2001)
17. La Donna Ieri e Oggi (Италия, 2001)
18. Orange (Испания, 2001)
19. MIRICORDO (Италия, 2001)
20. Netmail yearbook 2001 (Германия, 2001)
21. Родина/Отечество (Москва, 2002)

Журналы

1. Ov/Est Underground (Италия, 1996)
2. Boek-Sol cultural (Испания, 1997)
3. Arte postale! 85 (Италия, 2001)<.p>

Компакт-диски:

1. Энциклопедия коллекционера Кирилла и Мефодия: коллекция альтернативных марок (1999)
2. Elb Art 97 (Германия, 1997)
3. Kretzer mail (Германия, 1999)
4. Ambiente mail art (Италия, 2002)

Самодельные авторские книги:

1. "Закон качелей велит" (визуальная обработка стихотворения Хлебникова, 1995)
2. "Тайна певучих гласных" (визуальная обработка высказывания Мишеля Фуко, 1996)
3. "Recent letters" (1998-1999)
4. "Мэйл арт. Восток и запад" (статьи на английском и русском языках и рисунки Юрия Гика и немецкого художника Питера Нэтмейла, 2002)

Обложки:

1. Текст Интертекст Культура. Материалы международной конференции. ИРЯ РАН. М. :2001
2. Текст Интертекст Культура. Сборник докладов международной научной конференции. ИРЯ РАН. М. :2001

22 марта 2003 года

     Платформа-2003/04
Платформа-2003/04
06.01.2004