Полутонаодин ты никто
Сетевая Словесность

Сетевой проект
Выставка визуальной поэзии
ПЛАТФОРМА



Теория

Авторы
Анна Альчук
Мария Баранова
Михаил Бару
Сергей Бирюков
Максим Бородин
Дмитрий Булатов
Юрий Гик
Ольга Дмитриева
Дмитрий Зимин
Борис Констриктор
Сергей Коркин
Эдуард Кулёмин
Рафаэль Левчин
Игорь Лощилов
Ирина Максимова
Павел Настин
Леонид Осенний
Александр Очеретянский
Евгений Паламарчук
Этер де Паньи
Юрий Проскуряков
Анна и Михаил Разуваевы
Андрей Сен-Сеньков
Андрей Тозик
Владимир Ходукин
Лев Шпринц
Лидия Юсупова

Города
Варшава
Днепропетровск
Калининград
Киев
Кливленд
Москва
Пенза
Санкт-Петербург
Саратов
Смоленск
Чикаго



Обсуждение





    

Отчет о выставке
в Варшаве

Институт русистики Варшавского университета
март 2004 г.

составленный её куратором Янчуком Михаилом сыном Михайловым в здравом уме и не совсем трезвой памяти и им же с собственных слов записанный. Лето Господне 2004, дня марта 21 в дождь немилосердный.

Варшавская "Платформа" изначально рассчитывалась на "таргет груп" - то есть на тех людей, которые её в состоянии её понять и вполне оценить. Поэтому местом её проведения был выбран Университет, а именно факультет прикладной лингвистики и восточнославянских филологий. Уже в первый вечер - накануне открытия, когда устроители развешивали в фойе института русистики платформенные работы, выставка вызвала оживлённый интерес среди уборщиц, которые собрались со всего института посмотреть "красивые картинки". Наибольшее одобрение среди первых зрителей получила работа Александра Очертянского с грустной обезьяньей мордочкой за прутьями клетки и красивыми женскими руками на них - комментарии в адрес мужчин по поводу этой работы придётся тут опустить. Но Очертянского хвалили.

Потом было открытие - и тут огромный реверанс в сторону директора института русистики Варшавского госуниверситета госпожи профессор Алиции Володзько, которая с самого начала с пониманием отнеслась к идее проведения выставки и предоставила устроителям все возможные оргресурсы для её проведения. Реакцию студентов описать коллективно трудно - часть народа, незнакомая с традициями визуальной поэзии, пыталась искать в работах юмор. Не находя - очень удивлялась. Часть же реагировала очень бурно, заявляя, что у них открылись глаза, и что теперь и они будут сами для себя заниматься чем-то подобным. Большая же часть зрителей отнеслась к выставке с молчаливым умеренным любопытством и на комментарии не отважилась.

Спустя пару дней после открытия, когда весть о выставке разошлась по университету широко, стали приходить люди с других факультетов и даже из Академии Изящных Искусств, чтобы посмотреть на то, чего нигде в другом месте увидеть не представляется возможным. Кое-кто списывал вывешенные ссылки на интернет-ресурсы русской визуальной поэзии.

Интереснее всего реагировали преподаватели-русисты - большая часть из них явно не поняла идеи, но визуалки, как явления, в беседах с устроителями выставки открыто не отвергал никто. Хотя разговоры о "культуре комикса" и пагубном влиянии на литературу использования выразительных средств масс-культуры всё же велись. Поскольку выставка была благосклонно воспринята зрителями и руководством института, устроители приняли решение о передаче её институту русистики насовсем. Очень надеюсь, что уважаемые авторы не имеют ничего против того, что варшавские студенты именно на их работах будут учиться понятию "русская визуальная поэзия".

Среди студентов наибольшее число восторженных отзывов вызвали работы Рафаэля Левчина и Евгения Паламарчука. Последний же был настолько популярен, что две его работы были попросту украдены неизвестными любителями визуальной поэзии. Поэтому Женя может быть объявлен неофициальным чемпионом варшавской "Платформы" по количеству (и качеству) зрительского внимания и любви.

А если серьёзно, то после десяти лет застоя интерес к русской культуре в Польше постепенно возрождается - в нормальном массовом прокате появляются российские фильмы - вещь совершенно немыслимая ещё пару лет назад! Сюда стали чаще приезжать люди с фамилиями из разных областей современного русского искусства - раньше всё забирал Берлин. Но это сфера "официальной культуры". Общий же тон высказываний в контексте "Платформы" был таким: хорошо, что есть возможность узнать и живую ткань современного российского искусства, а не только шитую золотом парчу официоза.

Варшавская "Платформа" большинством зрителей была воспринята с благодарностью. Так что нужно продолжать преодолевать отгородившую Польши от России стену - согласно посланию на украденной благодарным зрителем работе Жени Паламарчука - "Небо выше стены, какой бы стена ни была".

Куратор выставки: Михаил Янчук

// -->