Сетевой проект
|
Варшава Днепропетровск Калининград Киев Кливленд Москва Пенза Санкт-Петербург Саратов Смоленск Чикаго |
Примечание от куратора: Владельцы галереи: художники и архитекторы Соня и Леонид Осенние, из Минска.
Скоки - один из т.н. пригородов Чикаго, т.е. деревень, давно сросшихся с городом; основаны некогда человеком по фамилии Хармс; и как будто этого еще недостаточно, в Скоках есть кафе, где работает повар-француз по имени Даниил Хармс.
Итак: презентация началась в 4 часа, было в общей сложности человек 30-35, считая маленьких детей (самым же старшим был, полагаю, поэт Ефим Петрович Чеповецкий, которому лет 85 и который, если кто не знает, автор песен к мультфильму "Приключения капитана Врунгеля" - "Мы бандито, // гангстерито, // мы стрелянто, // убиванто, // и за это режиссенто // нас сниманто в киноленто..."; классика, короче! Кто-то скажет, что 30 человек - немного, я же скажу, что это невероятно много! Некогда на той же территории я проводил свой авторский вечер, было человек 40, так повернуться было невозможно; и это ведь люди сидели, а тут им надо было ходить, не натыкаясь друг на друга, от работы к работе... словом, для такого небольшого помещения три десятка - оптимальный вариант. Впрочем, дело не столько в помещении, сколько в том, что... но тут, видимо, надо сделать отступление о том, как обстоят дела с искусством в Чикаго.
С искусством в Чикаго (что буквально означает "дикий лук" на языке местных индейцев) полный комплект. Некогда известный благодаря Аль Капоне и скотобойням, сегодня город из бандитско-пролетарского стал художественно-богемным, тут едва ли не сплошь обитают поэты, художники, режиссеры, актеры, перфомансеры, инсталляторы, лесбиянки, панки, анархисты и т. п. Одних театров в Чикаго около 200; правда, театром называется любое кафе, где есть место для крохотной сцены и микрофона, однако и вполне больших театров хватает. Галерей же вообще немеряно, от Арт Института, что поболе Эрмитажа, до таких, как галерея Осенних, маленьких, да удаленьких. Скоки - относительно слабо загалереенная местность, но и тут их в одном квартале несколько. Обычно если в галерее пять посетителей - это уже немало. Зрители далеко не голодны, искусства у них хоть отбавляй, вправо пойдешь или влево.
Так что 30 человек - много. Большинство было русскоязычных, но пришли и англоязычные, однако знающие русский, сиречь слависты. И последние были в полном восторге - видимо, потому, что и в России, как оказалось, есть то, к чему они здесь уже давно привыкли и почти замечать перестали. Узнавание - всегда радует. Естественно, был небольшой фуршет, то бишь вино, фрукты, орехи... кофе для самых продвинутых. Примерно через час после начала ваш куратор сделал сообщение о том, что такое визуальная поэзия, начав издалека, с Фестского диска и фигуративной поэзии, затем уделив немного внимания поэзии лабиринтной и так далее, и тому подобное. Много внимания было уделено Д. Булатову, его прошлым подвигам, в т. ч. альманаху "Ойкумена", где куратор тоже поучаствовал, и антологии визуальной поэзии "Точка зрения", куда куратор был приглашен, но не попал исключительно по собственной глупости, о чем не перестает жалеть, и единственным утешением ему служит тот факт, что зато не попал под одну обложку с Прыговым. Рассказал и о нынешних делах Булатова, а именно о полуживых скульптурах и светяшихся кактусах; народ только рты раскрывал. Сказано было, разумеется, и о группе "РЦЫ", которая и есть инициатор всей нынешней заварухи. Затем началась как бы дискуссия, где сыпались вопросы, причем довольно толковые, что приятно удивляло, т. к., в отличие от славистов, русскоязычный народ в большинстве своем о визуальной поэзии раньше почти ничего не знал. Спрашивали о том, как сделано то или это произведение, что означает та или эта деталь... словом, безразличных не было. Уделил куратор внимание и "смешанной технике" А. Очеретянского. Его работы пользовались, пожалуй, особым вниманием, а также работы М. Бару и самого куратора. Последнее понятно - задать каверзный вопрос присутствующему автору всегда заманчиво. Будь здесь прочие авторы, и их бы заспрашивали в умат. Распечатанные статьи с сайта и фигуративки из статьи Бирюкова, которую мне уместно прислал тот же Очеретянский, расхватывались публикой, как горячие пирожки, так что теперь многие будут просвещены.
Фотографии были сделаны, но я их еще не видел. Что-то я снимал на видео, но тоже не удосужился еще посмотреть, что там. Как только снимки попадут ко мне в руки, вышлю. Л. Осенний тоже сказал речь, в том числе о Джойсе и Эйзенштейне, что прозвучало вполне уместно, а в завершение показал плакат Лисицкого (подлинник!), который вписался в экспозицию намертво. Полагаю, что мероприятие прошло успешно. Возможно, будут статьи в местной прессе, но ручаться не стоит. Возможно, проведем в рамках выставки какую-нибудь акцию, чтение или что еще, но это тоже пока не ясно. Е.П. Чеповецкий произнес экспромт, из коего запомнились последние две строчки: "... Хочу вас всех, чудес искателей, // послать к Парижской Божьей матери!". Кстати, надо будет еще глянуть в книгу отзывов, туда много чего понаписывали. Считаю, что Осенним надо выразить всевозможную искреннюю благодарность за не просто предоставление помещения, но и участие в мероприятии всеми своими силами.
Куратор выставки: Рафаэль Левчин