Сетевой проект
|
Варшава Днепропетровск Калининград Киев Кливленд Москва Пенза Санкт-Петербург Саратов Смоленск Чикаго |
Юрий Гик | English version | |
Мое знакомство с мэйл артом состоялось в 1994 году. В то время в Калининграде проводилась одна из первых российских выставок этого направления современного искусства. Ее готовила вся активная часть молодежи этого города, и мне выпала техническая составляющая проекта: набор и верстка разнообразных текстов на компьютере. В награду организаторы поместили мой почтовый адрес в каталог, и уже в конце 1994 года я стал получать первую мэйл арт корреспонденцию. Мэйл арт документация к проектам содержит, как правило, все адреса участников, но лишь избранные художественные работы. Мне было очень приятно увидеть напечатанной свою работу в документации к проекту шведской художницы Карин Фельциг - одном из первых проектов, в котором я участвовал. Эта публикация придала мне веру в собственные силы. Следующий год прошел под знаком мэйл арта. Я буквально ходил по улицам и показывал как свои работы, так и то, что мне присылали, всем знакомым. В конце 1995 года в историко-художественном музее проводился следующий мэйл арт проект, посвященный Хлебникову. Здесь я уже полноценно принимал участие: как своей самодельной книгой (компьютерная графика), так и выступлением в перформансе на открытии. В начале 1996 года я с семьей переехал в Москву. Столица поразила нас своей обширной культурной жизнью. Через несколько месяцев интенсивных хождений по выставкам я понял, что в Москве есть все, кроме мэйл арта. И мало кто знает об этом искусстве. С этими соображениями я и пришел к директору муниципальной галереи "Беляево", находившейся недалеко от дома. Так родилась идея сделать "Московское мэйл арт шоу", проведенное нами в 1997 году, в дни празднования 850-летия столицы. Выставка шла более 1, 5 месяцев. Мы получили работы от 130 художников, живущих более, чем в 30 странах. Это была первая большая выставка мэйл арта в Москве. До меня небольшой проект проводил в ЦДХ немецкий художник Питер Нэтмейл в 1990 году. Через год меня позвали участвовать в Арт Манеже (Большой Манеж), одном из престижнейших ежегодных выставочных проектов Москвы. Я показал лучшие работы из своего архива. В это же время я отдал свою коллекцию альтернативных марок в фирму "Кирилл и Мефодий" для компакт-диска "Энциклопедия коллекционера". Этот компакт-диск распространяется по всей России. Помимо марок, там были опубликованы две моих статьи: о мэйл арте и альтернативной филателии. Подобные марки на компакт-диске публиковались впервые в России. Компакт-диск вышел в 1999 году. В 2000 году я получил приглашение написать статью о мэйл арте для журнала "НЛО". Эта статья с иллюстрациями была опубликована в 39 номере журнала. Это была первая исследовательская статья по теме. Ссылка на эту статью содержится, в частности, на сайте минсвязи. В 2001 году я провел небольшой проект "Дирижирование": с очень сложными правилами и ограниченным количеством участников. Это было своеобразное исследование границ возможностей мэйл арт сети. С 1999 года я веду "бесконечный" проект "Недавние письма". Суть его в том, что каждый месяц я делаю рисунок, в котором в качестве визуальных элементов используются имена и адреса написавших мне за месяц корреспондентов. Такие рисунки я рассылаю "участникам" этого проекта и, тем самым, поддерживаю мэйл арт контакт. Сейчас для формирования "недавних писем" я использую сканер и делаю картинки в формате марочных листов. В 2001 году я придумал "Дадагомею" - виртуальную страну, полномочным представителем в России которой я объявил себя. От имени "Дадагомеи" я делаю марки. Эти марки были показаны, например, на выставке "Родина/Отечество" (Новый Манеж, июль 2002 года). В октябре 2001 года произошла моя первая встреча с Питером Нэтмейлом, летевшим транзитом из Сеула в Берлин. В этом же месяце я сделал доклад в институте русского языка РАН о визуальной поэзии и мэйл арте. В 2002 году я занялся вплотную выставочной деятельностью. Началось все с того, что я получил поддержку своим инициативам в музее писем А. П. Чехова (город Чехов Московской области). В июле-августе я провел выставку на базе собственного архива "Искусство в почтовом ящике", освещать открытие которой приехало два российских телеканала: "Культура" и "Московия". В октябре 2002 года я курировал в Чехове выставку Питера Нэтмейла (Германия) "Мэйл арт изменил мою жизнь". Закрывал выставку сам Питер Нэтмейл, приезжавший специально для этого буквально на два дня из Германии. Сейчас я готовлю серию проектов американского художника Джона Хелда младшего: выставки в музее Маяковского и музее писем А. П. Чехова, посвященные пост-футуризму; лекции о мэйл арте в Российском государственном гуманитарном университете, государственном центре современного искусства и Академии наук. Джон Хелд приедет в середине апреля 2003 года. Я являюсь куратором всех проектов, связанных с его визитом. Конечно, есть огромное количество планов: от собственных периодических электронных изданий до новых выставок и фестивалей. Осуществление этих планов зависит от множества факторов, в том числе и от материального. 22 марта 2003 года Дополнение от 16 ноября 2003 года. Визит Джона Хелда младшего состоялся, как и было задумано, во второй половине апреля - начале мая. Вся программа визита была полностью осуществлена. О выставке в музее им. Маяковского (кураторы я и Джон) были статьи в "Вашем досуге" и "Новой газете", а также информация в новостях по НТВ и ТВЦ. Лекция в ГЦСИ была занесена на сайте министерства культуры в хронику основных культурных событий года. В мае я участвовал в международной конференции-фестивале "Поэтика поиска или Поиск поэтики", организованной институтом русского языка РАН, с докладом "Наследие Дада в современной визуальной поэзии". 16 ноября 2003 года Библиография Тексты: 1. Статьи "Альтернативная филателия", "Мэйл арт": компакт-диски "Энциклопедия коллекционера Кирилла и Мефодия" (1999) 2. Статья "Золушка современного искусства": журнал "Новое литературное обозрение", №39, 1999, стр. 293-315 Опубликованные визуальные работы Каталоги к выставкам 1. Future beauty (Швеция, 1995) Журналы 1. Ov/Est Underground (Италия, 1996) Компакт-диски: 1. Энциклопедия коллекционера Кирилла и Мефодия: коллекция альтернативных марок (1999) Самодельные авторские книги: 1. "Закон качелей велит" (визуальная обработка стихотворения Хлебникова, 1995) Обложки: 1. Текст Интертекст Культура. Материалы международной конференции. ИРЯ РАН. М. :2001 22 марта 2003 года |
![]() Платформа-2003/04 06.01.2004 |